1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ

Оглавление

Солдатченко

 

 

 

 

 

 

Зам. директора  МОУ КСШ № 1
по воспитательной и социальной работе
Солдатченко М.В.

 

Развитие компетенций школьников в совместной творческой деятельности
с учителем в ходе реализации метода учебного проекта.

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
В связи с этим имеет место новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
Как же активизировать учащегося, стимулируя его природную любознатель­ность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?
Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?
Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для
общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования. Какой метод позволяет это сделать?
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения/обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Инновационный поиск новых средств привел педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а, следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.
Очерченные проблемы уже обусловливают необходимость рассмотрения метода учебных проектов с позиций возможности их решения. Надо оговорить только, что новые условия использования этого метода предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы.
Необходимо использовать метод учебного проекта, используя как краткосрочные, так и среднесрочные и долгосрочные его варианты.
Так что же такое учебный проект?
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используй свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но скрыты от учащихся, закамуфлированы. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся. Постараемся сформулировать точку зрения учителя на учебный проект. Для этого посмотрим на работу глазами учителя — руководи теля проекта.
Так что, же такое учебный проект? Это и задание для учащихся сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем, руководителями различных учреждений и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
В основе школьного проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в опреде­ленных условиях.
Где, в какой момент нашего традиционного образовательного процесса мы имеем столь благоприятную ситуацию для того, чтобы учить этому и воспитывать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели? Бесспорно, это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала, умение проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
Итак, слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо,
предваряющий его создание», а «проектирование» определяется как « деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть».
Хочу остановиться на долгосрочных учебных проектах, реализация которых охватывает временные рамки длительностью около 3-4- недель. Осуществление таких проектов возможно во внеурочное время, не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Работа школьников в учебном проекте представляется мне работой вне предмета (надпредметной).
Традиционно ежегодно МОУ ДОД Центр внешкольной работы г. Константиновска проводит экологические конференции, тематика и программы которых очень разнообразны. Участниками конференций являются учащиеся МОУ Константиновского района в возрасте 13-15 лет. Основной акцент в работе конференций был сделан на предъявление продуктов проектной деятельности школьников в соответствии с требованиями и рекомендациями орг. комитета, положения о проведении экологической конференции, выполнение регламента работы конференции.
Наиболее важными проектами моей деятельности за последние три года явились Социально-экологический проект «Мир ждёт твоей помощи» в рамках районной экологической конференции обучающихся общеобразовательных учреждений Константиновского района «Наша хрупкая планета» 21.04. 2005 года и Социально-экологический проект по теме «Река Дон: социокультурные, экологические, экономические проблемы, биоресурсы» в рамках районной эколого-краеведческой конференции обучающихся общеобразовательных учреждений Константиновского района «Тропинками родного края» 27.02.2007 года. Программы конференций детально проработаны организаторами.
К работе в проекте привлекаются учащиеся необходимой возрастной категории в количестве, не ограниченном учителем (руководителем). Группа учащихся изучает нормативные документы (положение) и только после этого на координационном совете коллегиально определяется более узкая тема и ставятся конкретные цели и задачи. Этот этап представляется наиболее сложным и ответственным, ведь от целевой установки и правильно определенных задач зависит успешность всей работы. Здесь как раз и важна мнимая пассивность руководителя. Поведение руководителя в процессе работы подчиняется инициативе проектантов. Им даётся полная свобода даже в понимании и трактовке проблемы проекта и формулировании задачи. Руководитель оказывает помощь только тогда, когда это было необходимо проектантам. Участникам проекта не говорится, что и как делать, в какой последовательности, не регламентируется их деятельность. Самостоятельность — это один из признаков проектной деятельности. В данном случае самостоятельность в проектной деятельности обеспечивается, во-первых, не жестко сформулированной задачей. Это значит, что для того, чтобы, начать ее решать, нужно уточнить формулировку, доформулировать задачу. Далее ребята распределяют обязанности по реализации проекта, намечают план действий, ответственных за каждый участок работы, временные рамки выполнения действий, назначают время общих расширенных заседаний. Группы, каждая по-своему, определяли, как они мыслят решение данной проблемы. Таким образом, включалась личностная мотивация, начинался процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы — сначала по четкому определению, а затем и по решению задачи.
Следующий момент самостоятельной работы — практическое применение имеющихся знаний и умений. Проектанты сами придумали конструкцию, линию предъявления проекта, самостоятельно готовили и делали сообщение о результатах своей работы. Для участия в заключительном этапе - конкретно для выступления на конференции ребята делегируют наиболее компетентных, на их взгляд, членов команды, в количестве, регламентированном в положении о проведении конференции. То есть речь идет о самостоятельности при выполнении проекта в мыслительной, практической и презентационной частях.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом.
Учителю презентация нужна потому, что ему еще не известна в подробностях работа учащихся над проектом, проходившая в большой степени самостоятельно. Ему, безусловно, необходимо проследить и ход рождения идей, и рассуждения участников проекта, их аргументацию при принятии решения и то, как были использованы полученные в школе знания, житейский опыт, какая новая информация и откуда поступила и как детьми рассматривалась. Об этом на презентации рассказывает каждая команда, предъявляя самоанализ и рефлексию своей деятельности.
На наработанном учениками материале учитель решает свои задачи по обучению и воспитанию. Здесь ему предстоит играть уже заметную роль: отметить, что нового узнали ученики, насколько хорошо они справились с применением ранее полученных знаний. Если позволяет ситуация, т.е. проект выполняется в конце изучения темы и с ней связан, необходимо сделать требуемое обобщение, связать изученное с уже известным и с тем, что предстоит детям узнать в будущем. Организовать предъявление результатов работы учениками надо так, чтобы и выступление учителя с ролью, отведенной ему на последнем   этапе   осуществления   проекта,   было   встроено   в   презентацию
органично.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.  То,  что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует исполь­зования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. На презентации проекта «Мир ждёт твоей помощи» команда представила ход, результаты и продукт своей деятельности в виде мини-конференции с использованием отснятых в ходе работы видеоматериалов, фактов, цифр, табличного материала, устного доклада. Эстетическое восприятие, глубина и аргументированность выступления команды была высоко оценена членами жюри. Презентативный материал по теме «Река Дон: социокультурные, экологические, экономические проблемы, биоресурсы» в рамках районной эколого-краеведческой конференции обучающихся общеобразовательных учреждений Константиновского района «Тропинками родного края» излагался в виде доклада, с использованием стендового доклада, выполненного в соответствии с требованиями положения и в необходимых временных рамках. Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени! И если помнить, что результатом работы над проектом является, прежде всего, замысел способа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявить, прежде всего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представить одно из воплощений замысла или образ. Очевидна подчиненность продукта основной идее проекта.
Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать и показать, опубликовать, представить на всеобщее обозрение. Для подростка возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии.
Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности.
Как уже было сказано, презентацией является не только демонстрация продукта, но и рассказ о самой деятельности, рассказ о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали идеи, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности. Собственно, во время презентации мы получаем представление о том, что было сделано во время проектной деятельности.
Очень часто происходит недопонимание сути метода проектов, и во время презентации предъявляется только продукт, поскольку подготовке презентации и продукта отводится значительное время. Действительно, продукт участвует в презентации, но он только помогает наглядно представить, каков был замысел, что придумали дети в качестве решения проблемы проекта.
Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного.
Результатом выступлений с защитой проектов стало завоевание командой МОУ КСШ №1 под моим руководством ряда наград: из 12 делегаций конференции 2005года - грамота за 1 место в номинации «Портфолио проекта», грамота за 2 место в номинации «Презентация проекта», грамота за 1 место в номинации «Стендовый доклад», грамота
лично мне как руководителю проекта (приказ Отдела Образования № 62 от 21.04.2005г.). В текущем, 2007году, -грамота за 1 место на этапе «Экологическая викторина», грамота за 3 место на этапе «Экологическая фотография», грамота за 2 место в конкурсе исследовательских работ, грамота за итоговое 2 место в районной эколого-краеведческой конференции среди 14 делегаций общеобразовательных учреждений Константиновского района (приказ Отдела Образования № 50 от 27.02.2007 г.)
Большую работу совместно со школьниками я провожу в ходе участия в различного рода акциях, творческих социальных проектах. В частности, в 2007 году мы принимали участие в антинаркотической районной акции «Здоровье нации в наших руках». В совместной деятельности с ребятами я самореализуюсь как творческая личность, давая возможность раскрыться талантам самих ребят. Из шести номинаций, 16 команд, представляющих свой взгляд на проблему, наши ребята заняли три вторых места и три первых: вторые места в номинациях конкурс агитбригад, фитнес-групп, антирекламы; первые места - визитная карточка команды (проблема нашими глазами), конкурс агитплакатов и проектов-обращений к ровесникам (Грамоты за подписью Заместителя Главы Администрации Константиновского района В.И. Долганина).
На гала-представлении, которое состоялось 11 мая, было много приглашенных - ответственных лиц, руководителей организаций, руководителей районного уровня, а так же представитель Управления Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Ростовской области. Команды и руководители были награждены Грамотами за подписью Начальника Управления генерал-лейтенанта СВ. Меринова за 1 места в номинациях и воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотиков и пропаганду здорового образа жизни среди детей и молодёжи, формирование активной жизненной позиции школьников.
Итак, зачем же мы всё-таки вместе?
Слова « учитель и ученик» неразделимы! Союз этот должен быть творческим и плодотворным!
Кто есть учитель в нашей жизни?
Человек, дающий знания для жизни, возможность самостоятельного познания мира, неординарный, творческий, компетентный человек, динамичный и целеустремлённый, надёжный и , наверное, жизнерадостный!

Если учитель такой, каким мы его «нарисовали», то будущее наших детей в надёжных руках.