1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




ШКОЛА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ…

Оглавление

Стефанова Е.К.

Заведующий библиотекой
МОУ КСШ № 1 Стефанова Е.К.

ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ
(по материалам газетных статей Юдиной А.Н. директора КСШ № 1 1974 – 1989 г.г.)

История Константиновской средней школы N 1 и ее лучшие традиции, которые передавались из поколения в поколение, зарождались в здании, которого сейчас нет, но память о нем всегда будет дорога всем, кто там учился и работал.
Это здание было построено в 1913 году как государственное учебное заведение - мужское реальное училище имени Платова по велению царя и на деньги царской казны.
Обучение было бесплатное, но дисциплина и ношение формы было строжайшим. Нарушением считалось незастёгнутая пуговица или её отсутствие. После двухразового предупреждения следовало отчисление.
Преподавались в основном физика, химия, естественные науки и иностранный язык. Выпускники училища допускались к поступлению в высшие учебные заведения. Много было занятий практических. Училище было не только центром знаний, но и культуры в станице Константиновской. Станичная молодёжь с удовольствием посещала все проводимые в училище праздники. Особенно частыми и, конечно, желанными гостями были гимназистки женской гимназии К.Н.Панченко, которая размещалась в здании теперешнего «Элеганта» (быткомбината). В станице были еще церковноприходская школа и детский приют. Местные казаки говорили, что учиться в реальном училище  почетно, и гордились этим.
С первых лет советской власти здесь начала работать школа, а основной своей задачей она ставила борьбу с безграмотностью, массовый охват детей с обязательным четырехлетним, а затем семилетним образованием. В городах и поселках были открыты средние школы.
В связи с осуществлением всеобщего семилетнего образования в 1934 году Постановлением СНК ССР и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 года «О структуре начальной и средней школы в СССР» средняя общеобразовательная школа была унифицирована: стала десятилетней с разделением на начальную (четыре класса), неполную среднюю (семь классов) и среднюю (десять классов).
Наша школа значилась по реестру в области как Константиновкая средняя школа N 25. В 1934 году было в ней 603 учащихся и 19 учителей. Это была единственная средняя школа в районе до I960 года.
Большая и мирная общеобразовательная работа школы была прервана наступлением немецко-фашистских захватчиков. Началась жестокая и голодная война, но праведная и всенародная, потому что шла она за защиту и сохранение своего Отечества. Мальчишки и девчонки с горящим сердцем стремились к быстрейшему разгрому врага. Они еще не осознавали, что это патриотизм, но он присутствовал в их чувствах, словах и делах. На второй день начала войны вышло постановление обкома ВКП/б/ о том, что с момента объявления фашистами войны, в стране нет мирных профессий, и теперь каждая профессия должна стать полезной для победы. Партия требовала от каждого советского человека строжайшей дисциплины и самоотверженного труда и бдительности.
На пятый день после выпускного вечера 20 выпускников нашей средней школы ушли на фронт. Многие из них не вернулись. А Василий Перфилов погиб уже 28 июня.
12 сентября 1941 года в Константиновске на сове­щании комсомольских вожаков решено было начать сбор теплых вещей и белья для Красной Армии. Была создана бригада из 30 комсомольцев, за которыми были закреплены свои участки рабочего поселка для разъяснительной работы с населением и сбору теплых вещей для отправки на фронт. Этой бригадой комсомольцев руководила секретарь комитета комсомола Константиновской средней школы Рита Алексеева, ныне Маргарита Ивановна Старовойтова, ветеран педагогического труда (средняя школа, педучилище), руководитель ученического художественного театра «Романтик». Наряду с отрядом по сбору теплых вещей, был организован отряд, где вязали теплые вещи для бойцов.
Учащиеся школы - мальчики - работали на ремонте сельхозинвентаря. Например, 15-летний токарь Андрей Таранущенко работал 4 месяца и выполнил норму двоих взрослых.
Осенью 1941 года в стране был объявлен сбор средств на постройку эскадрильи «Комсомолец Дона». Комсомольцы средней школы работали на вывозке хлеба из колхоза на элеватор и заработали 120 рублей (тогда это были большие деньги!) в фонд эскадрильи.
После освобождения района от оккупации (19 января 1943 года) восстанавливалась работа школы. Начались занятия в труднейших условиях: плохо было с керосином, а занятия шли в 2-3 смены, парты были разрушены, поэтому писать приходилось сидя или лежа на полу. Писали на просветах газет, чернила делали из бузины. Но работа для фронта, для победы не прекращалась. Ученики организовали уход за ранеными бойцами и командирами. Собирали у населения для них подарки. А учителя школы из первой зарплаты четвертую часть отчислили в фонд обороны.
На сессии районного совета 10 декабря 1944 года был отмечен вклад школьников: ими было выработано на колхозных полях более 10 тысяч трудодней, собрано для фронтовиков 1,5 тонны лекарственных трав. Тимуровцы шефствовали над детьми-сиротами, старались обеспечить их одеждой и обувью к 1 сентября.
Местная власть оказывала помощь детям и, прежде всего тем, у кого родители погибли на фронте. Например, за год было выдано 192 пары обуви и готового платья 115 предметов, 922 метра ткани, 130 кусков хозяйственного мыла, отремонтировано 900 пар детской обуви и выдано около 4 тысяч рублей.
С 1 сентября 1945 года была установлена норма хлеба в сельской местности для рабочих - 500 г, служащих - 300 г, иждивенцев и детей - 200 граммов. Так жили, боролись и побеждали. В такой обстановке формировались и закалялись гражданские чувства школьников, руководившие ими всю последующую жизнь. Школа не забыла своих выпускников, живых и павших за Победу. В их честь в школе был открыт музей «В сердце своем сохрани», который создала выпускница этой школы, участница Великой Отечественной войны, учитель этой школы Валентина Тимофеевна Мельникова. Вот пример: Валентин Николаевич Еремин - славный защитник водных просторов Родины во время войны, в мирное время работал атташе советского посольства в Египте, сменил там бывшего своего одноклассника Петра Дмитриева. 8 сентября Валентин Николаевич, к несчастью, умер. Вечная ему память.
В 1965 году во дворе школы возведен обелиск в память погибших выпускников-участников войны с надписью «Мальчишки, мальчишки, страну заслонили собой».
Сегодня проведена большая работа по реконструкции школьного двора и обелиска. Все учителя и учащиеся выражают огромную благодарность главе районной администрации В.К. Сафроненко за обновление этого памятного знака в честь светлой памяти мальчишек, заслонивших собой Родину от нашествия врага. Сюда приходят поклониться поколения молодых и убеленных сединами людей.

Запомните их имена
Список выпускников Константиновской средней школы, ушедших на фронт.

  1. Перфилов Василий                               17. Абраменко Борис
  2. Стариков Анатолий                              18. Дмитриев Борис
  3. Семерников Владимир                         19. Желтов Николай
  4. Сергунин Владимир                              20. Запечнов Фёдор
  5. Полев Феофан                                        21. Кузнецов Александр
  6. Войнов Анатолий                                  22. Кузнецов Лев
  7. Плюта Леонид                                       23. Кузнецов Виктор
  8. Гудков Пётр                                           24. Осипов Владимир
  9. Гудков Серафим                                    25. Орехов Борис
  10.  Агапов Георгий                                    26. Панчёхин Василий
  11.  Комисаров Борис                                 27. Попов Владимир
  12.  Матвеев Николай                                 28. Панин Борис
  13. Ерёмин Валентин                                  29. Туев Яков
  14. Тугин Николай                                      30. Синичкин Геннадий
  15. Дмитриев Петр                                      31. Сиволобов Фёдор
  16. Гвоздецкий Анатолий                           32. Печинский Юстос

Восстановленная после окончания войны школа продолжала процесс обучения и воспитания, комплексно решая перспективные задачи всеобщего среднего образования, совершенствуя учебно-воспитательный процесс, укрепляя трудовое обучение, развивая самоуправление, создавая атмосферу творческого поиска, товарищеской взаимопомощи.
Возросло число учащихся. 1960 год - 1056 учащихся, 1971 год - 1140, 1996 -1300 учеников.
Рос интерес учеников к учению и, конечно, не последнюю роль в этом играли учителя-личности: Е.К.Попехин, Л.А.Попехина, М.П.Селиванова, В.Т.Мельникова, В.В.Тарасюк, К.П.Матвеев, которые не только давали прочные знания по математике или литературе, учили мыслить, искать причины явлений и событий, иметь свое отношение к ним, но своим отношением к делу, культурой, поведением подавали пример своим воспитанникам. Коллектив учителей работал творчески и ученикам было у кого учиться.
Стефанова ЕК
Школа стала опорной. То есть здесь, на базе школы, для учителей района действовала школа передового опыта. А у большинства школьников особый интерес вызывала подготовка и проведение предметных недель. Например, в сентябре неделя химии, а в октябре неделя литературы и т.д. В течение недели ребята узнавали много нового о предмете из дополнительного материала, который искали сами из различных источников, выпускали стен и радиогазеты, готовили вечера и стенды. Отсюда рос интерес у учеников не только к отдельному предмету, но и к науке в целом. А это раскрывало горизонты, и ребята могли побеждать на олимпиадах, выбирать профессию по душе К.П.Филимоновой, Г. И. Ковалевой, П.П.Морозовой; учили языки, чт. Много интересного узнавали учащиеея из чудодейственных наук химии и биологии на уроках М.С. Богучарсковой, Н.Т. Поклад, Л.М. Гейт; «объехали» все страны и континенты с В.П. Гончаровой и В.Т. Мельниковой; «участвовали» в походах с русскими князьями и знаменитыми полководцами за свободу Отечества с Е.Ф. Жориной и Т.Н. Кириченко. Обогащали мысль, учились ценить слово, говорить убедительно, образно и грамотно со словесниками обы можно было блеснуть знанием английского или немецкого в Европе и Америке с В.И. Титовой, О.Г. Шимко. И всегда учитель и ученик вместе. К учителю несли свои горести и беды, радости и успехи учащиеся. Особенно классному руководителю, который всегда умел распознать настроение своих подопечных, где надо было, был строгим, а где - мягким, тактичным, но всегда защитником.
Всегда в душе ученика особое место занимает первый учитель. Это он ведет своих несмышленых, неуклюжих, робких, застенчивых и не уверенных в себе ребят в страну знаний, в тот заманчивый взрослый мир, закладывая фундамент человеческой личности. Среди первых учителей, отдавших школе почти полвека своей трудовой жизни: Н.Л. Цысь, В.П. Середенко, М.И.Харламова, Л.К.Матвеева, Е.И.Лобанова и др. Они всегда со своими учениками, даже выросшими, ставшими мамами и бабушками, папами и дедушками.
Жизнь школы была насыщена разнообразными мероприятиями: веселые звонкие игры малышей, пионерские сборы, увлекательные военно – спортивные игры «Зарница», «Орленок», «А ну-ка, парни», смотры художественной самодеятельности. И даже подготовка к ним была не менее интересной. А плохо подготовиться нельзя - на это строгое око завучей Н.И.Петрова и В.Н.Губенко, они проверят, дадут оценку, а Т.А. Алейникова вместе с ребятами «поддаст» инициативу, массу увлекательных идей и нужное направление готовящемуся мероприятию. И что оно будет замечательное, интересное для всех - не сомневайтесь!
Особой любовью пользовались спортивные мероприятия, ведь они всегда проходили с С.А. Романовским, который, кажется, и жил в школе и только школой. Ему всегда помогали его коллеги Б.Д. Космачев и Н.И. Орехова. О, это особая страница школьной жизни.
Сформированные традиции бережно передавались из поколения в поколение. Особенно любимым мероприятием  среди учеников стал день самоуправления в школе, когда все роли взрослых: директора, учителей, секретаря и тех сотрудников выполняют ученики, проявляя и показывая свою активность, лидерство, знания и умения, готовясь к взрослой исполнительской и управленческой деятельности. Школа помнится не только учителями-личностями, умными интересными уроками, веселыми вечерами, но и первой любовью, сдачей экзаменов, на которых удалось обвести учителя и использовать шпаргалку, и другими ее внеурочными прелестями.
Однажды, в день очередной годовщины Советской Армии, жители города были приятно удивлены. Выйдя поутру из дома, они обнаружили прикрепленные на калитках красные звездочки. Они говорили о том, что здесь живет участник Великой Отечественной войны. Это работа была проделана пионерами со своей вожатой В.К. Арешевой (В.К.Базарновой).
Школа гордится своими выпускниками, их медалями, их делами, работой. Вот только некоторые примеры: Юрий Кирютенко - его в школе называли «ходячей энциклопедией», даже отъявленные хулиганы, несколько раз проверив знания Юрия (сами-то в это время в руках держали учебник или энциклопедию), затем признавали его авторитет, не разрешали никому обижать невысокого, худенького парнишку в очках. Сейчас Ю.А. Кирютенко – профессор Ростовского госуниверситета.
Владимира Фридлендера, Сильного математика, окончившего школу с золотой медалью, за умение быстро, даже устно, решать сложные математические звали «ходячим компьютером». Владимир и в спорте был впереди. Его рекорд в легкой атлетике вот уже 25 лет никем не побит в школе.
Анатолий Бодунков - капитан дальнего плавания, командир Тихоокеанской флотилии. Сергей Кузнецов - следователь Московского уголовного розыска. Сергей Ковачов – майор Военно-Воздушных Сил, летчик 1 класса, участник Афганской войны, награждён орденом Красной Звезды.

Большинство Руководителей предприятий, учреждений, главы администраций, их заместители, руководители отделов районной администрации, многие из медработников КЦРБ – выпускники средней школы № 1. Да что там, лучшие люди города – это её выпускники! Честь им и хвала!