Оглавление
Е.В. Некоз, заместитель директора
по воспитательной работе
Ученик… Гражданин… Патриот…
Школа – целостный социальный организм, упорядоченный относительно своей важнейшей функции – воспитания. Поэтому системообразуюшим стержнем всей работы школы является воспитательная деятельность. Воспитание же нами понимается как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий. В связи с этим считаем, что важными интергративными характеристиками воспитательной системы школы являются образ жизни школьного коллектива (всех его составляющих субъектов) и психологический климат внутри «школьной семьи».
В МОУ СОШ №2 г. Константиновска сложились свои традиции и обычаи, позволяющие создать такие благоприятные условия для развития личности школьника. Целью своей деятельности, образа жизни наша школа ставит воспитание гармонически развитой личности и её творческих способностей в условиях адаптивной образовательной среды. Эта цель, на наш взгляд, отвечает современным требованиям общества, когда в основу всего процесса воспитания положены гуманистические ценности: человек, семья, Отечество, земля, мир, знания, труд, культура. Основополагающей же ценностью гуманизма является ЧЕЛОВЕК. Эта ценность может проявляться в двух ипостасях: признания ценности другого человека и осознания ценности собственного «я» (телесного, душевного, духовного). Поэтому воспитательная система нашей школы строится по основным направлениям:
- «Я – гражданин и патриот»
- «Малая моя Родина»
- «Моя семья – моя крепость»
- «Здоровым быть – долго жить»
- «Общение и досуг»
Воспитание по данным направлениям способствует личностному росту школьников – процессу постепенного вхождения растущего человека в МИР, определения СВОЕГО МЕСТА среди других людей и восхождения к собственной СВОБОДЕ. Вершиной собственного роста является активизация поиска смысла жизни, позволяющая ребенку в будущем без поддержки взрослых личностно расти. Воспитание, таким образом, запускает механизмы и самовоспитания личности.
Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Поэтому приоритетным в деятельности МОУ СОШ № 2 признано направление «Я – гражданин и патриот».
В. А. Сухомлинский писал: «Детство – это каждодневное открытие мира. И нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота человечества». Слова великого педагога легли в основу модели патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ № 2. Ведь школьный возраст – это время принятия первых значимых решений, когда ребята должны проявлять самостоятельность, обдумывая принимаемые решения, проецировать эти решения на свою будущую жизнь, демонстрировать ответственность, задумываться о том, как принятое решение повлияет не только на его судьбу, но и на судьбу людей, которые рядом с ним. Школьники учатся с помощью внеклассной работы моделировать свою будущую жизнь в социуме. Они имеют право на общение с педагогами на равных, они хотят откровенно высказывать свою жизненную позицию, осмысливать её в полемике со взрослыми людьми. Подростки должны активно принимать на себя заботу о младших и пожилых людях.
Формирование у школьников чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор является одной из главных задач воспитания.
Поставленные цели и задачи реализуются в нашей школе и в учебной деятельности (на уроках физической культуры, истории и обществознания, ОБЖ), и во внеклассной работе через систему КТД, ключевых дел и традиций школы.
Одним из важнейших ключевых дел является участие школьников в течение года в операциях «Забота» и «Милосердие». Ребята каждого класса оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, учителям-пенсионерам, инвалидам.
Учащиеся 10 «В» класса на приусадебном участке подшефного пенсионера Абраменко Д. Г.
Учащиеся 10 «А» класса в гостях у ветерана ВОВ Пивоваровой А. С.
Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает акция «Венок Памяти», проводимая ежегодно с 20 апреля по 20 мая. В ходе этой акции проходит большое количество КТД, включающих в себя:
Школьная театральная постановка «Остаться живым…» (по повести В. Кондратьева «Сашка»)
Городской митинг. У Вечного Огня.
- Вахту Памяти – торжественную общешкольную линейку, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ, постановку школьного спектакля на военную тематику, поисковую работу «Дорогами фронтовиков», «Дети войны», «Работники тыла», «Летопись славных дел» и др.
Участие в коллективных творческих делах Вахты Памяти заставляет ребят подумать о чести, долге, совести; формирует уважение к памяти воинов, отдавших жизнь за Родину, гордость за отечественную историю и народных героев; способствует проявлению гражданской позиции, способности бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Большое внимание в МОУ СОШ № 2 уделяется занятиям спортом, так как эти занятия не только влияют на развитие физических данных, но и способствуют формированию у учащихся нравственных качеств. «Быть хорошим спортсменом – значит быть порядочным человеком!» - таков девиз всех спортивных мероприятий нашей школы. Эти мероприятия направлены на демонстрацию нравственности, человечности, бескорыстия и порядочности в спорте, а в жизни наши спортсмены готовы оказать помощь слабому, защитить нуждающегося. В подростковом и юношеском возрасте ребятам интересно живое общение, демонстрация своих умений и достижений.
Команда-победитель городских соревнований «Мы – молодые!»
Уже традиционным стало ежегодное проведение в школе месячника оборонно-массовой работы, в ходе которого проводятся линейки патриотического содержания ко Дню освобождения города и района от немецко-фашистских захватчиков; спортивные соревнования между классами по настольным играм, баскетболу, мини-футболу; участие в городских соревнованиях «Мы – молодые!», в районных соревнованиях по всем видам спорта. Отрадно отметить тот факт, что во многих районных соревнованиях спортсмены нашей школы становятся победителями и представляют свой город на зональных, областных и Всероссийских соревнованиях.
Как известно, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определенная психологическая подготовка и знание основ военного дела помогают молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчают стрессовую ситуацию. Опорной базой, своеобразной стажерской площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является, безусловно, юнармейское движение. В этом движении наша школа участвует вот уже 9 лет и на протяжении всего времени показывает серьёзные результаты:
I место в районной военно-спортивной игре «Орлёнок» в 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годах
2005 г. - XI место в областной военно-спортивной игре «Орлёнок»
2007 г. - I место в областной военно-спортивной игре «Орлёнок»
2008 г. - IV место в областной военно-спортивной игре «Орлёнок»
2008 г. – V место во Всероссийском финале военно-спортивной игры «Победа».
Команда-призёр Всероссийского финала в/с «Победа - 2009»
Областной финал в/с игры «Орлёнок - 2008» Этап «Химическая атака»
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Важно воспитать деятельного гражданина Родины, а не стороннего наблюдателя. Комплексная программа гражданского, военно-патриотического и спортивного воспитания позволяет подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
В работе по формированию личности школа использует педагогический потенциал социального окружения, помогает ребятам освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработки своего индивидуального опыта жизнедеятельности. Мы уверены, что такой подход к воспитанию необходим, так как это помогает подрастающему поколению приобщиться к Истории, народному подвигу, человеческому достоинству.
|