1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Оглавление

Внеклассное занятие по избирательному праву

7 класс

Костромина Э.В.
учитель права
МОУ Гапкинская СОШ
хутор Гапкин
Константиновский район

 

Тема: «Правила нашей жизни»

 

Цель: формирование правовой культуры учащихся, создание образцов правомерного поведения личности; прививать умение работать в группах, сотрудничать, развивать навыки самооценки.

Тип занятия: час общения

Оборудование: раздаточный материал.

Использованная литература: «Настольная книга классного руководителя», «Ты и твоё право», «Устав школы».

 

Основными целями часа общения являются знакомство  учащихся с ролью и значение правил в жизни общества; предоставление возможности учащимся осознать, что данная тема имеет непосредственное отношение к их реальной жизни; привитие умений групповой работы, сотрудничества, навыков самооценки.
Внеклассное мероприятие направлено на формирование правовой культуры учащихся, создание образцов правомерного поведения личности.
Содержание материала подобрано в соответствии с возрастными особенностями учащихся, оно содержит интересные факты (исторические сведения о контроле поведения учеников на уроке и в школе) и имеет практическую направленность (ситуаций из реальной жизни учащихся).
На занятии используются интерактивные методы (групповая деятельность). Это предоставляет возможность вовлечь практически всех учащихся в процесс работы, они находятся в режиме диалога и взаимодействия. Учащиеся чувствуют свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, учатся критически мыслить, решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
На первом этапе занятия учащиеся актуализируют свои знания, формулируются цели мероприятия.
На следующем этапе учащиеся решают познавательные и проблемные задания и знакомятся с историческими сведениями.
В ходе третьей части занятия учащиеся разрабатывают проекты правил поведения в школе по группам и защищаю их. Это задание способствует формированию у учащихся не только умения предлагать свою точку зрения, Нои аргументировать ее.
Завершает занятие рефлексия, на данном этапе учащиеся осмысливают ту информацию, с которой они познакомились в ходе часа общения, анализируют ее, выражают свою оценку проделанной работе.

 

Алгоритм действий

1.  Дети распределяются на 4 группы.  

2. Введение в проблему. 
– Представьте, что вы услышали на школьной линейке объявление о том, что с сегодняшнего дня вводится полная свобода действий. Как вы думаете, что может произойти? А как в данной ситуации себя будете вести вы?  ( Дети рассуждают). Свобода – очень непростое состояние. Оно связано с ограничениями, которые добровольно принимаются людьми. Эти ограничения необходимы, так как интересы и  потребности людей очень разные. В свободном обществе такие ограничения заложены в законах. В законах записаны правила поведения, обязательные для выполнения. Поскольку законы в таком обществе построены на правах человека, большая часть общества не воспринимает их как нечто вредное и ненужное. Люди понимают, что законы необходимы, чтобы регулировать отношения в обществе. Школа – это тоже государство и у неё есть свои законы, которые содержаться в  Уставе школы (учитель демонстрирует учащимся Устав школы). Необходимо знать их содержание, чтобы предотвратить вредные последствия противоправного поведения.

3. Работа в группах.
1) – Давайте рассмотрим школьные правила и обсудим необходимость их. Перед вами лежат интересные задания, попробуем их выполнить. Прочитайте тему «Новая школа» и выполните задания. (См. Приложение) (Дети работают самостоятельно, затем идёт обсуждение вопроса в классе).
2) Теперь давайте прочитаем ситуации (См. Приложение), которые могут возникнуть в школе, и решим их. (Читаем вслух и обсуждаем).
- А теперь послушайте интересные исторические сведения о контроле поведения учеников на уроке и в школе (выступление учащегося).

4. Выступление учащегося, содержащее исторические сведения о контроле поведения учащихся.
- С тех пор как появились школы, всегда были ученики, которые прогуливали уроки, и чьё поведение не соответствовало установленным нормам. Более 150 лет назад в графстве Ланкашир в Англии учителям давались следующие советы:
1) если ученик не сидит спокойно за партой, учитель может привязать к его шее тяжёлое бревно. Если он сидит прямо и спокойно, то вес бревна практически не ощущается, но как только ученик наклонится вправо или влево, бревно натянет верёвку, и она вопьётся в шею ученика.
2) если в классе два беспокойных ученика, учитель может заковать их ноги в одни кандалы и заставить ходить по классу до изнеможения. Иногда двух набедокуривших учеников наказывают так: ноги и шея связываются верёвкой, и ученики должны в таком виде разгуливать целый день в школе.
3) в некоторых школах держат мешок или большую корзину, куда кладут плохого ученика и подвешивают на верёвке. Остальные ученики смотрят на него и смеются над так называемой «птичкой в клетке». Это наказание является наиболее эффективным в перевоспитании учеников
4) если ученик не слушает своих родителей и ленится, к нему нужно прикрепить табличку « непослушный», «лентяй». Пусть он ходит с этой табличкой по школе в сопровождении двух других учеников, которые должны постоянно кричать: «Посмотрите на лентяя». Таким образом, о проступке узнают все, и виновный обычно исправляется.
5) Когда мальчик приходит в школу с грязным лицом и руками, его ставят перед всей школой,  и девочка должна вымыть ему лицо и руки. Такой же метод применяется, если девочка пришла в школу грязной. Таким образом, проступок становится известным всей школе, и виновник обычно исправляется.
6) Одним из лучших наказаний является задержание ученика в школе после занятий. Однако в этом наказании есть и неудобство: учителю приходиться оставаться и караулить ученика. Но этого можно избежать, если виновного привязать к парте так, чтобы он сам не смог развязать верёвки. Тогда учитель может уйти домой и вернуться через час или позже, чтобы освободить ученика.
Важно, что эти методы позволяют постоянно варьировать виды наказаний, тогда как постоянное применение одного вида наказания снижает его эффективность.

5. Работа в группах.
- Ну а сейчас вы выступите в роли законотворцев. У каждой группы есть задание составить правила поведения в школе. Запишите их на листе, а затем мы их обсудим.
1 группа – правила поведения в столовой;
2 группа – правила поведения на перемене;
3 группа – правила поведения в спортзале;
4 группа – правила поведения на уроке.
(Учащиеся работают в группах, затем  происходит обсуждение назначения правил; участники обосновывают необходимость введения правила, остальные высказывают свою точку зрения).
-Давайте теперь вместе решим: какие из названных правил поведения должны действовать на всей территории школы? Составим список из наиболее важных правил и сравним его с обязанностями учащихся, которые перечислены в Уставе нашей школы. Какие выводы мы можем сделать? 

6. Рефлексия.
Понравился ли вам сегодняшний классный час? Что особенно понравилось, а что не понравилось? Как вы относитесь к такой форме проведения часа общения? Какие пожелания вы хотите высказать?

Приложение
1. Тема «Новая школа».
Новая школа только что открылась. В школе учатся дети в возрасте от 7 до 17 лет. В настоящее время её посещают 450 человек. Молодой директор пытается отыскать универсальное правило поведения в школе. Он предлагает следующее: «Не нарушайте закон и всегда уважайте других».
Теперь рассмотрите предложенные вам 8 ситуаций, с которыми обычно сталкиваются учителя в течение первого полугодия.
Задания и вопросы.
1) Прочтите каждую карточку.
2) Рассортируйте карточки в две стопки. В одну стопку сложите карточки, соответствующие правилу директора, в другую – не соответствующие.
3) Как вы думаете, что должны делать директор и другие учителя школы в тех случаях, когда это правило не помогает? Может надо изменить это правило?
4) Если да, то как? Нужны ли дополнительные правила?

Карточка № 1.  Кто-то написал на парте.
Карточка № 2.  Учитель замечает, что один ученик плюёт в другого.
Карточка № 3.  Некоторые ученики опаздывают в школу.
Карточка № 4.  Некоторые ученики старших классов курят на территории школы во время перемены.
Карточка № 5.  Небольшая группа старшеклассников угрожает младшим школьникам и требует от них деньги.
Карточка № 6.  Некоторые ученики унижают национальное достоинство других.
Карточка №7.  Учитель разрешает называть его по имени.
Карточка № 8.  Ученица обнаруживает на уроке, что ручка в кармане потекла и испачкала платье. Девочка громко ругается.                         

Комментарии
1. Писать и рисовать на партах. Эти действия можно определить как умышленную порчу имущества, что является нарушением закона.
2. Плевание. Если один человек плюёт в другого, то это считается правонарушением и может быть определено как хулиганство или оскорбление. В последнем случае потерпевший может подать в суд и потребовать возмещения морального ущерба, а также материального ущерба, причинённого его одежде.
3. Опоздание. Ученики не нарушают законов, когда опаздывают в школу. Но если это случается с ними часто, и они теряют много учебного времени без уважительных причин, то школа может вызвать родителей.
4. Курение.  Продажа табака и сигарет запрещена детям школьного возраста.
5. Вымогательство. Требование чего-нибудь у другого человека с помощью угроз является прямым нарушением закона. Согласно закону, это одна из форм вымогательства
6. Оскорбление национального достоинства. Это также может рассматривается как преступление. Согласно закону, открытое и умышленное использование оскорбительных и унижающих выражений, которые ставят людей в неловкое положение, выводят из состояния душевного равновесия, угнетают, доводят до слёз, является преступлением. Разжигание расизма – также преступление, хотя уголовные дела такого рода возбуждаются крайне редко.
7. Обращение к учителю по имени. Закон не запрещает учителям разрешать называть их по имени.
8.Ругательства. Открытое использование оскорбительных слов является нарушением закона, но вряд ли реакцию ученицы на испачканное платье можно считать нарушением закона.
2. Ситуации из школьной жизни (примечания указаны для учителя).

Ответный удар.
Во время перемены в коридоре школы Саша в очередной раз издевался над Романом. Жизнь Романа превратилась в кошмар. Он был слишком худой для своего возраста, и Саша постоянно смеялся над этим. Однажды Роман не выдержал, подошёл к Саше и сказал, что его терпение лопнуло. Затем он изо всех сил ударил Сашу в живот. Друг Романа, Борис, внимательно наблюдал за происходящим. Когда он увидел, что Саша согнулся от боли, то подбежал к ребятам и тоже ударил Сашу. Боря сам натерпелся от Саши. Сразу вокруг мальчиков образовалась толпа, поддерживающая Романа и Бориса. В результате Саша был серьёзно избит. Драку остановил учитель. Он отвёл Сашу в медкабинет, а Борю и Рому в кабинет директора.  
Вопросы
1) Директор должен разобраться в ситуации. Какие факты ему необходимо учесть?  2) Как, по вашему мнению, следует поступить с каждым мальчиком?

Заслужила.
Аня не очень хорошо читает. На прошлой неделе учитель литературы дал классу текст и попросил ответить на вопросы. Для Ани текст оказался трудным, и поэтому она не выполнила задание. Когда учитель проверял ответы учащихся, Аня его не слушала, в работе класса участие не принимала, а болтала с соседкой по парте. Учитель велел прекратить разговор, но спустя пару минут девочка продолжила свой разговор с соседкой. Учителю это надоело, и он велел Ане покинуть класс. Когда Аня выходила из класса, она громко ругалась и сильно хлопнула дверью. 
Вопросы. 
1) Учитель беседует с Аней после урока. Что он ей должен сказать? 2) Что ему следует сделать?

Школьная форма.
Директор и Совет школы постановили, что в школе должна быть введена школьная форма, единая для всех учеников: коричневый пиджак и брюки того же цвета, белая рубашка и галстук для мальчиков, а для девочек -  коричневая юбка. Носить форму учащиеся должны каждый день. Но Марина не согласилась с этим решением, так как ей казалось, что такая одежда ей не идёт. И, кроме того, она была уверена, что ученики имеют право самостоятельно решать, в чём им ходить в школу. Классный руководитель оставил девочку после уроков, чтобы поговорить с ней, а затем написал записку её родителям, в которой просил их обратить внимание на одежду дочери. Учитель также попросил их, чтобы на следующий день Марина обязательно пришла в форме. 

Вопросы
1) Разумно ли поступил учитель?  2) Может быть, надо было позволить марине ходить не форме и отличаться от других детей? 
Примечание. Решение о школьной форме принимается директором школы и школьным Советом. В настоящее время многие школы отменили школьную форму, но есть и такие, в которых ученики до сих пор ходят в форме. Если такое правило принято в школе, то учителя могут отправить домой ученика, который пришёл не в форме. Если кто-то из учащихся постоянно не соблюдает это требование, то учителя, как правило. Приходят к мнению, что его родители не достаточно требовательно относятся к вопросам школьной дисциплины, а это влияет и на отношение к учёбе в целом.

Урок математики.
5 класс занимался математикой. Это был последний урок. В начале урока учительница раздала 12 калькуляторов, но в конце урока ей вернули только 10. Она несколько раз опросила всех детей, но класс хранил молчание. Тогда она сказала, что все будут сидеть в классе до тех пор, пока виновные не отдадут ей калькуляторы.
Вопросы
1) Разумно ли это? 2) Справедливо ли наказывать весь класс? 
Примечание. Никто не имеет право ограничивать свободу человека без веской причины. Но это положение нельзя принимать за аксиому. Родители вправе ограничивать свободу своих детей. То же можно сказать и об учителях, которые оставляют учеников после уроков, например для дополнительных занятий или для уборки кабинета. Конечно, недопустимо, чтобы ученик возвращался домой поздно вечером или пропускал другие занятия.

Курильщики.
8 утра. Школьники бегут в школу. По дороге два мальчика из 6 класса курят. Их заметила учительница, которая приехала в школу на машине. Она из окна делает им замечание, приказывает выбросить сигареты и зайти к ней в кабинет после уроков. 
Вопросы
1)Была ли права учительница? 2) Должны ли школьные правила и требования учителей соблюдаться за пределами школы? 
Примечание.  Полномочия школы простираются не только на то, что проходит внутри неё, но и на то, что происходит за её пределами в то время, когда ученики идут в школу   или возвращаются из неё.

 

Предупреждение.
Время урока близится к концу. Большинство учащихся уже выполнили задание, и им нечем заняться. Один из них, воспользовавшись тем, что учитель вышел из класса, включил радио, которое он принёс с собой в школу. Но только за день до этого всех учеников просили не приносить в школу с собой радио и магнитофоны. Когда учитель вернулся в класс, он забрал приёмник и сказал, что возвратит его в конце четверти.
 Вопросы
1) Разумно ли поступил учитель? 2) Конечно, все были предупреждены заранее, но справедливо ли было забирать радио до конца четверти? 
Примечание. В исключительных случаях собственность может быть изъята у её владельца. Обычно это делается в качестве наказания за совершённое правонарушение. Но есть случаи, когда некоторые предметы могут быть изъяты, независимо от рассмотрения дела. Это относится к оружию, ножам, наркотикам и т.п. В любом случае принудительное изъятие должно осуществляться в законной и корректной форме.

Личное дело.
Во всех школах ведутся личные дела учащихся. В них записаны основные данные о каждом ученике: это и оценки за год, и данные о состоянии здоровья, и характеристики учителей и школьных психологов, и сведения о жилищных условиях и о родителях. Отец одного из учеников попросил показать ему личное дело своего ребёнка, но директор школы отказал ему в этом. Он объяснил, что личное дело является собственностью школы.

Вопросы
1) Прав ли был директор школы? 2) Должна ли информация, содержащаяся в личном деле ученика, быть доступной для его родителей? 
Примечание.  Родители имеют право знакомиться с личными делами своих детей.